ПРИКАЗ
от 28.06.2016 г. № 283
Об утверждении локальных актов Учреждения
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в целях приведения локальных актов муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №3» в соответствие с требованиями законодательства по введению ФГОС дошкольного образования
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Утвердить следующие локальные акты Учреждения согласно приложению № 1, приложению № 2 - к настоящему приказу:
- Положение «Об организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья» в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №3».
- Положение о порядке постановки на учет семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
- Ввести в действие локальные акты Учреждения с 01.07.2016 г.
- Сергееву И.Н. - социального педагога, назначить ответственным за организацию ведения учета семей, попавших в трудную жизненную ситуацию; оформление соответствующей документации, а также за взаимодействие с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Ситкину Р.Р. - педагога-психолога, назначить ответственным за организацию психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
- Круглову Н.А. – инспектора по кадрам, назначить ответственным лицом за размещение локальных актов муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3» на информационном стенде учреждения и на официальном сайте МБДОУ.
- Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.
Заведующая И.Л. Кузенкова
Приложение № 1
к приказу заведующей МБДОУ
«Детский сад № 3»
от 28.06.2016г. № 283
ПОЛОЖЕНИЕ
«Об организации образования детей
с ограниченными возможностями здоровья»
в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад № 3»
г. Вилючинск
- Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано для муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №3» (далее – ДОУ) для организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014;
- ФГОС дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155;
- Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утв. Приказом Минобнауки России от 09.11.2015 № 1309;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26;
- Устава.
1.2.Настоящее Положение регулирует деятельность ДОУ, реализующего основную
образовательную программу дошкольного образования, по организации инклюзивного
образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
1.3. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией ( далее ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
В состав данной категории входят:
- дети с нарушениями слуха,
- дети с нарушениями зрения,
- дети с тяжелым нарушением речи,
- дети с фонетико-фонематическими нарушениями речи,
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
- дети с задержкой психического развития,
- дети с нарушениями интеллектуального развития,
- дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы,
- дети с аутизмом,
- дети с комплексными (сложными) нарушениями развития,
- дети с иными ограниченными возможностями здоровья.
Цель организации образования детей с ОВЗ по данной модели - обеспечение права
детей с ОВЗ в возрасте от 1,5 лет до прекращения образовательных отношений на качественное и доступное образование по общеобразовательной или индивидуальной программе, обеспечение социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в новую социальную среду, осуществление коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников с учѐтом индивидуальных возможностей и личностных особенностей ребѐнка, обеспечение условий для совместного воспитания детей с разными образовательными возможностями.
Задачи:
· обеспечение условий для социальной адаптации детей,
· интеграция детей с ОВЗ в единое образовательное пространство,
· сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей,
· формирование общей культуры, осуществление познавательно-речевого,
социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей в
соответствии с основной образовательной программой ДОУ (по основной образовательной или индивидуальной программе) с учѐтом психофизических особенностей и возможностей ребѐнка,
· обеспечение коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников с учѐтом индивидуальных возможностей и личностных особенностей
ребѐнка,
· формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих
социальную успешность,
· взаимодействие с семьѐй для обеспечения полноценного развития ребѐнка,
· создание современной развивающей образовательной среды, комфортной как для
детей с ОВЗ, так и для нормально развивающихся детей, родителей и педагогического
коллектива.
II. Организация образовательной деятельности детей с ОВЗ
2.1. Обучающие имеет право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровьяна получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.
Образование детей с ОВЗ организуется с согласия родителей (законных
Представителей) в следующих формах:
- в образовательной организации (по основной образовательной или индивидуальной программе);
- вне образовательной организации (по образовательным программам дошкольного образования – в форме семейного образования).
2.2.Приѐм детей с ОВЗ в функционирующую группу осуществляется на основании
письменного заявления родителей (законных представителей) на имя заведующего ДОУ,
медицинского заключения лечебного учреждения и осуществляется в общем порядке,
установленном законодательством. Приѐм в группу может проводиться в течение всего
года при наличии свободных мест. Дети с ОВЗ включаются в списочный состав
соответствующей возрастной группы.
2.3.Отношения между ДОУ и родителями (законными представителями)
регулируются договором, заключаемым в установленном порядке.
2.4.При поступлении в детский сад ДОУ направляет ребѐнка с ОВЗ в случае
необходимости и с согласия родителей (законных представителей) на ПМПК для
получения заключения с рекомендациями по организации адаптационных и
интеграционных мероприятий, воспитания и обучения ребѐнка с ОВЗ.
2.5.На основе психолого-медико-педагогической диагностики ребѐнка с ОВЗ
проектируется его индивидуальный образовательный маршрут (далее – ИОМ). ИОМ – это
движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребѐнка и его семьи при
осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в ДОУ.
ИОМ включает индивидуальную образовательную программу и индивидуальную
программу включения ребѐнка с ОВЗ в интеграционную среду ДОУ, который согласуется
и подписывается родителями ребѐнка. В ходе выполнения ИОМ подвергается
корректировке и дополнению.
2.6.Определяются условия и технология включения ребѐнка с ОВЗ в
функционирующую группу ДОУ (определяется дозирование времени пребывания ребѐнка с ОВЗ в ДОУ, необходимость наличия специалиста сопровождения ребѐнка с ОВЗ в ДОУ при интеграции в функционирующую группу, составляется индивидуальный график посещения ребѐнком детского сада, планируются адаптационные и интеграционные мероприятия). По мере адаптации к условиям группы время пребывания ребѐнка с ОВЗ увеличивается.
2.7.Содержание образовательного процесса в группе определяется основной
образовательной программой ДОУ и индивидуальной образовательной программой
ребѐнка с ОВЗ, составленной на основе типовых, специальных, коррекционных,
адаптированных или авторских программ с учѐтом комплексной оценки ресурсов и
дефицитов ребѐнка.
2.8.В рамках модели частичной интеграции оказание образовательных услуг ребѐнку
с ОВЗ осуществляется по режиму и расписанию возрастной группы. В режим вносятся
дополнения с указанием условий и регламента проведения коррекционно-развивающих
занятий с ребѐнком с ОВЗ. Режим дня и недели может быть гибким. В расписании
организованной образовательной деятельности учитываются занятия (расписаны
помещения, время, специалисты), предусмотренные индивидуальной образовательной
программой ребѐнка с ОВЗ.
2.9.В случае невозможности полного усвоения программы из-за тяжести физических
и (или) психических нарушений, в соответствии с рекомендациями ПМПК, в
коррекционной работе делается акцент на формирование у ребѐнка социальных и
практически-ориентированных навыков.
2.10. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ определяются
педагогами исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных
возможностей, состояния здоровья детей и направлены на создание позитивной
атмосферы принятия и поддержки.
2.11.Медицинское сопровождение осуществляется под руководством медицинской сестры и врача-педиатра на основе договора, заключѐнного между ДОУ и
лечебным учреждением. Совместно разрабатывается дифференцированная лечебно-
оздоровительная программа ребѐнка с ОВЗ с учѐтом диагноза, степени тяжести
заболевания, возраста и индивидуальных особенностей ребѐнка.
2.12.Дети с ОВЗ с согласия родителей (законных представителей) при
необходимости могут быть направлены в течение года на ПМПК, либо на консультации к
специалистам необходимого профиля.
2.13.С участниками интеграционных процессов (педагогами, специалистами,
родителями ребѐнка с ОВЗ и родителями нормально развивающихся детей группы,
воспитанниками функционирующей группы) проводится работа, направленная на
взаимное приятие и сплочение всех участников инклюзивного образовательного процесса,
достижение социально значимых результатов.
2.14.В процессе работы с ребѐнком с ОВЗ может быть осуществлена его полная
интеграция в группу общего развития с согласия родителей (законных представителей) и
на основании заключения ПМПК (или педагогов, врача, специалистов).
2.15.ДОУ организует предметно-развивающую среду, обеспечивающую разным
детям доступ к развитию их возможностей.
2.16.Родители по мере необходимости участвуют в интеграционных мероприятиях.
2.17.ДОУ оказывает родителям (законным представителям) ребѐнка с ОВЗ
методическую и консультативную помощь с целью повышения их медицинской и
педагогической компетентности, способствует вовлечению родителей (законных
представителей) в образовательную, оздоровительную и интеграционную работу,
формирует у родителей (законных представителей) ответственность за развитие и
восстановление здоровья ребѐнка с ОВЗ.
2.18.ДОУ осуществляет промежуточную и итоговую диагностику развития ребѐнка с
ОВЗ, мониторинг их социальной адаптации, формы и сроки которых установлены
основной общеобразовательной программой ДОУ.
2.19.При выпуске из детского сада дети с ОВЗ направляются на ПМПК для
определения формы обучения в школе (общеобразовательной или специальной
коррекционной).
III. Финансовое обеспечение
3.1.За присмотр и уход за детьми с ОВЗ родительская плата при обучении по образовательной программе не взимается.
3.2.Платные образовательные услуги, предусмотренные Уставом дошкольного
образовательного учреждения, предоставляются детям с ОВЗ, на общих основаниях в
соответствии с законодательством РФ.
IV. Участники образовательного процесса
4.1. Участники образовательного процесса: педагогические работники, родители и
воспитанники.
4.2. Родители (законные представители) имеют право:
- защищать законные права ребенка;
- обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации ДОУ.
4.3. Воспитанник имеет право:
- на уважение человеческого достоинства;
- на моральное поощрение за успехи.
4.4. Педагогический работник имеет права, предусмотренные законом РФ «Об
Образовании в Российской Федерации».
V. Порядок управления
5.1.Заведующий осуществляет общее руководство воспитанием и обучением детей с
ОВЗ, координирует деятельность коллектива детского сада и специалистов системы
здравоохранения на основании заключаемого ежегодно договора, осуществляет
систематический контроль эффективности работы.
Положение о порядке постановки на учет семей, попавших в трудную жизненную ситуацию (Приложение № 2)
Приложение № 2
к приказу заведующей МБДОУ
«Детский сад № 3»
от 28.06.2016 г. № 283
ПОЛОЖЕНИЕ
о постановке на учет и снятие с учета семей, попавших в трудную жизненную ситуацию
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3»
1. Общие положения.
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Конвенцией ООН «О правах ребенка», Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 22.04.2005), Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г. № 273-ФЗ, Уставом Учреждения.
1.2. Данный локальный акт определяет порядок постановки на учет семей, не исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей.
2. Цели и задачи.
2.1. Основные цели постановки на учет:
- защита интересов и законных прав ребенка (воспитанника ДОУ);
- предупреждение безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних.
2.2. Задачи:
- выявление и устранение причин и условий, способствующие безнадзорности и беспризорности в семье;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- проведение комплексной социально-профилактической работы по оказанию помощи семьям в решении возникших проблем.
3. Понятие «семья, попавшая в трудную жизненную ситуацию».
3.1. Семья считается попавшей в трудную жизненную ситуацию, если родители:
- не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей;
- не исполняют своих обязанностей по содержанию ребенка (детей);
- отрицательно влияют на его поведение:
- жестоко обращаются со своими детьми;
- злоупотребляют алкоголем, наркотиками, ведут антиобщественный образ жизни;
- создают конфликтную ситуацию, втягивая в них ребенка (детей).
4. Порядок постановки на учет.
4.1. Воспитатель:
- проводит ежедневный осмотр детей, проводит беседы с детьми, наблюдает за детьми в процессе игры, наблюдает за общением детей и родителей в момент прихода и ухода из детского сада;
- при выявлении детей (семей) находящихся в социально опасном положении информируют заведующую ДОУ;
- готовит представление (с документами, подтверждающими основания для постановки на учет) по данной семье в социально-психолого медико-педагогическую службу (далее СПМПС) для постановки на учет. В представлении должны быть обоснованы причины постановки семьи на учет.
- СПМПС на основании представленных документов выносит решение о постановке на внутрисадовский учет.
- о принятом решении о постановке на учет родителей уведомляют под роспись, разъясняют нормы действующего законодательства, права и обязанности, а также ответственность за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей.
5. Оформление документов.
5.1. На каждую семью заводится дело, в которую входят следующие документы:
- акт обследования;
- представление о постановке на учет;
- решение СПМПС о постановке на учет;
- социальная карта семьи и несовершеннолетнего;
- социально-педагогическая карта ребенка, требующего особого внимания;
- план индивидуальной профилактической работы с ребенком и семьей.
6. Порядок снятия с учета семей.
6.1. Осуществляется по решению СПМПС образовательного учреждения. Кроме того, с внутрисадовского учета снимаются семьи:
- выпускающиеся из образовательного учреждения;
- сменившие место жительства или перешедшие в другое образовательное учреждение;
- по другим объективным причинам.
7. Ответственность и контроль за ведением внутрисадовского учета семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
7.1. Ответственность за организацию ведения внутрисадовского учета, оформление соответствующей документации, а также за взаимодействие с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возлагается приказом заведующей на социального педагога.
7.2. Социальный педагог:
- оказывает организационно-методическую помощь воспитателям в оформлении необходимых для постановки на учет документов;
- формирует банк данных образовательного учреждения о семьях, попавших в трудную жизненную ситуацию.
- список семей утверждается на заседании СПМПС с обязательной регистрацией в соответствующем протоколе заседания.
7.3. Контроль за качеством исполнения проводимой работы возлагается на заведующего образовательного учреждения.