Базисный учебный план МБДОУ «Детский сад № 3»
 
1 Базовая часть (инвариантная) федеральный компонент (обязательная 80%)
1.1 Познавательно-речевое направление развития
  Образовательные области  1 младшая группа   2 младшая      группа средняя группа старшая группа подгото-вительная
к школе группа
  Познание:
- сенсорное развитие;
- познавательно-исследовательская (конструктивная) деятельность;
- ФЭМП;
- картина мира, кругозор
8-10 мин
4 мин.
4 мин.
 
-
-
30мин:
-
-
 
15
15
50мин:
-
10
 
20
20
75 мин:
-
25
 
25
25
120мин:
-
30
 
60
30
  Коммуникация 8-10мин 7,5мин 10 мин 25мин 60 мин
  Чтение художественнойлитературы 8-10мин 7,5 мин 10 мин 25 мин 30 мин
1.2 Социально-личностное направление развития
  Социализация          
  Труд          
  Безопасность       12,5 мин 15 мин
1.3 Художественно-эстетическое направление развития
  Музыка 16-20 мин 30 мин 40 мин 50 мин 60 мин
  Художественное творчество:
- рисование;
- лепка;
- аппликация
16-20мин:
8-10
4-5
4-5
30мин:
15
7,5
7,5
40 мин:
20
10
10
75 мин:
50
12,5
12,5
90мин:
60
15
15
1.4 Физическое направление развития
  Здоровье - - 10 мин 12,5 мин 15 мин
  Физическая культура 24-30 мин 45 мин 60 мин 75 мин 90 мин
  ИТОГО: 90мин 150 мин 220мин 350 мин 480мин
2 Вариативная часть (формируемая ДОУ 20%) 1 младшая группа 2  младшая      группа средняя группа старшая группа подгот.
к школе группа
3 Региональное содержание
(краеведение)
- 15 мин 20 мин 25 мин
 
30 мин
 
4 Факультативные занятия (кружки,студии - - - - 2
  ВСЕГО (СанПин) 90мин 165мин 240мин 375 мин 510 мин

1.      Пояснительная записка

Учебный план является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в образовательном учреждении с учетом специфики, учебно-методического, кадрового и материально-технического оснащения ДОУ.
Нормативной базой для составления учебного плана МБДОУ «Детский сад №3» являются:

  • Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 г. № 666);
  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года);
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. № 91);
  • Изменения №1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 г. № 164);

Основными задачами учебного плана являются:

  • Регулирование объема образовательной нагрузки.
  • Реализация федеральных государственных требований к содержанию и организации образовательного процесса в МДОУ.
  • Обеспечение углубленной работы по приоритетному направлению деятельности МДОУ.

В структуру плана входят: обязательная часть НОД (инвариантная), которая реализует федеральные требования и часть НОД, формируемая участниками образовательного процесса (вариативная), которая учитывает особенности ДОУ. Инвариантная и вариативная части реализуются во взаимодействии друг с другом.
 
В ДОУ  используются следующие программы и педагогические технологии:

  • Примернаяосновная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2011.
  • Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников (2004).
  • Основы безопасности детей дошкольного возраста Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной (2002).
  • Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка (2003)
  • Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду (2001).
  • Петерсон Л.Г. Программа математического развития детей дошкольного возраста в системе «Школа 200…»
  • Воспитание и обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной (1993) используется учителями-логопедами.

Программы обеспечивают целостность образовательного процесса, содействуют эффективному решению преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую. Содержание программ способствует целостному развитию личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям:

  • физическое развитие;
  • познавательно-речевое;
  • художественно-эстетическое;
  • социально-личностное.

 Основная цель воспитательно-образовательного процесса ДОУ:
 Реализация воспитательной, образовательной и оздоровительной системы, направленной на осуществление комплексного подхода в воспитании и развитии личности ребенка, создание благоприятных условий для пол­ноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование ос­нов базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и фи­зических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

Объем образовательной нагрузки (как непосредственно образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) является примерным, дозирование нагрузки – условным, обозначающим пропорциональное соотношение продолжительности деятельности педагогов и детей по реализации и освоению содержания дошкольного образования в различных образовательных областях. Педагоги вправе самостоятельно корректировать (увеличивать или уменьшать) ежедневный объем образовательной нагрузки при планировании работы по реализации Программы в пределах максимально допустимого объема образовательной нагрузки и требований к ней, установленных Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН).

Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объем самостоятельной деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН (3-4 часа в день для всех возрастных групп).
Во всех группах различные формы работы с детьми организуются утром и во вторую половину дня (как по инвариантной, так и по вариативной частям планирования). В первой половине дня в младших группах планируются не более двух интеллектуальных форм, в группах старшего дошкольного возраста – не более трех. В группах детей среднего и старшего дошкольного возраста НОД во второй половине дня планируется не чаще 2-х–3-х раз в неделю, преимущественно художественно-продуктивного или двигательного характера. Перерывы составляют не менее 10 минут. В середине проводится физкультминутка. При построении воспитательно-образовательного процесса учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Это способствует тому, что основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка») решаются и в ходе реализации других областей Программы.

 В старших группах дошкольного возраста допускается проведение НОД интеллектуальной направленности со всей группой с целью преемственности детей к школьным условиям обучения. Количество НОД и её продолжительность, время проведения соответствуют требованиям СанПиН 2.4.1.2660-10, изменениям №1 к СанПиН 2.4.1.2660-10. В середине учебного года (январь) для детей дошкольного возраста организуются недельные каникулы, во время которых НОД проводится только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальная, спортивная, изобразительного искусства).
 
2. Особенности реализации инвариантной и вариативной части

 В структуре учебного плана выделяется инвариантная и вариативная  часть. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части образовательной программы МБДОУ  -  примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Инвариантная часть реализуется через обязательные НОД, отводимые на усвоение основной программы.
 В инвариантной части учебного плана

  • для детей младшего возраста –  10 НОД (150 мин) в неделю,
  • для детей среднего возраста– 10,5 НОД (220 мин) в неделю,
  • для детей старшего возраста– 13 НОД (350 мин) в неделю,
  • для детей подготовительной группы –  14 НОД (480 мин) в неделю.

Согласно плану в вариативную часть  включены детские объединения по интересам:

  • средняя группа: 1 НОД
  • старшая группа: 1 НОД
  • подготовительная группа: 1 НОД.

 Таким образом, общее астрономическое время НОД в неделю по возрастным группам:
 Базовая часть:

  • 1 младшая группа – 90мин. (10 НОД)
  • 2 младшая группа – 165мин. (10НОД)
  • средняя группа – 240 мин. (10,5НОД)
  • старшая группа – 375 мин. (13НОД)
  • подготовительная группа – 510 мин. (15НОД)

Вариативная часть:

  • 1 младшая группа – 0
  • 2 младшая группа – 15 мин (1 НОД)
  • средняя группа – 20 мин. (1 НОД)
  • старшая группа – 25 мин. (1 НОД)
  • подготовительная группа – 30мин (1НОД)

 
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов
 
физическое развитие:  комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытьё рук прохладной водой перед каждым приёмом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;
 
социально-личностное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчёркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;
 
познавательно-речевое развитие:создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур);

художественно-эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в  игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.