Рабочая программа учителя-логопеда  для детей с  нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) (далее «Программа») предназначена для работы учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи  5 – 7 летнего возраста.

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекционно-образовательной деятельности (далее – Программа) разработана в соответствии с ФГОС ДО и  на основании образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №3», с учетом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М. Дорофеевой.

При разработке Программы использовались: Программа логопедической работы по преодолению фонетикофонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина; Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова.

Цель программы – создать условия для формирования полноценной фонетической и лексико-грамматической системы языка, развития фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи (ФНР, ФФНР, ОНР и др. речевыми патологиями), зачисленных на логопедический пункт ДОУ.

В процессе коррекционного процесса решаются следующие задачи: выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений; преодоление недостатков в речевом развитии; воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия; нормализация звукопроизношения и слоговой структуры слова; развитие навыков звукового анализа и синтеза; развитие лексико-грамматических категорий и связной речи (монологической и диалогической речи)

Содержание коррекционной образовательной деятельности обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи; осуществление индивидуально ориентированной педагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей; возможность освоения детьми с нарушениями речи основной общеобразовательной программы ДОУ и их интеграции в образовательном учреждении.

Основными направлениями работы учителя-логопеда ДОУ по коррекции и развитию речи детей с нарушениями речи на логопедическом пункте являются: воспитание звуковой культуры речи (нормализация звукопроизношения) - развитие восприятия звуков родной речи и произношения; Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (развитие фонематического восприятия и слуха) – различение звука и слова, нахождение места звука в слове; развитие активного словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение; формирование грамматического строя речи: А) морфология (изменение слов по родам, числам, падежам), Б) синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений), В) словообразование; Развитие связной речи – монологической (рассказывание) и диалогической (разговорной).

Программа содержит материал для коррекционной деятельности, т.е. логопедической работы, соответствующей требованиям ФГОС ДО, с детьми с  нарушениями речи  от 5-ти до 7лет и является дополнительным структурным  компонентом образовательной программы ДОО, в совокупности обеспечивает разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению.

Программа обеспечена материально-технической базой, учебно-методическим комплектом, средствами