Титульный лист учебного плана

 

                                                          

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебный план является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в ДОУ с учетом специфики, учебно-методического, кадрового и материально-технического оснащения учреждения.

Нормативной базой для составления учебного плана МБДОУ «Детский сад № 3» являются:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013 г.;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, со­держанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций  (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществле­ния образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».

Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Основными  задачами учебного плана являются:

  • создать в группах атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • использовать разнообразные виды детской деятельности, их интеграцию в целях повышения эффективности образовательного процесса;
  • использовать вариативность образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • обеспечивать всестороннее развитие ребенка в процессе воспитания и обучения;
  • обеспечить участие семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;
  • соблюдать преемственность в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.

В структуру плана входят: обязательная часть – 60%, которая реализует ФГОС дошкольного образования и часть, формируемая участниками образовательного процесса – 40%, которая учитывает особенности ДОУ. Обе части реализуются во взаимодействии друг с другом.

В ДОУ используются следующие программы и педагогические технологии:

  • Основная – примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014.
  • С.Н.Николаева «Юный эколог»: Программа экологического воспитания дошкольников, 2016;
  • О.С. Ушакова.  Программа  развития речи у детей дошкольного возраста в детском саду, 2013;
  • Л.Г. Петерсон. Программа  математического  развития детей дошкольного возраста в системе «Школа 2000…»;
  • «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Р.Б. Стеркиной,  О.Л. Князевой, Н.Н.Авдеевой;
  • Региональная программа по ознакомлению с родным краем «Мой край родной – моя Камчатка»;
  • Программа музыкального развития «Ладушки» И. Каплунова, И. Новоскольцева.

Программы обеспечивают целостность образовательного процесса, содействуют эффективному решению преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую. Содержание программ способствует целостному развитию личности ребенка дошкольного возраста по образовательным областям:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

 

Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд; конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная, музыкальная, двигательная) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

 

Объем образовательной нагрузки (как непрерывной образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) является примерным, дозирование нагрузки – условным, обозначающим пропорциональное отношение продолжительности деятельности педагогов и детей по реализации и освоению содержания дошкольного образования в различных образовательных областях. Педагоги вправе самостоятельно корректировать (увеличивать или уменьшать) ежедневный объем образовательной нагрузки при планировании работы по реализации Программы в пределах максимально допустимого объема образовательной нагрузки  и требований к ней, установленных Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования и действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2049-13).

 

Во всех группах различные формы образовательной работы с детьми организуются утром и во вторую половину дня (как по обязательной, так и по части, формируемой ДОУ). В первой половине дня в младших группах планируется не более двух интеллектуальных форм, в группах старшего дошкольного возраста – не более трех. В группах детей среднего и старшего дошкольного возраста НОД во второй половине дня планируется не чаще 2-х – 3-х раз в неделю, преимущественно художественно-продуктивного или двигательного характера. Перерывы составляют не менее 10 минут. В середине НОД проводится физкультминутка. При построении воспитательно-образовательного процесса учитывается принцип интеграции образовательных областей. Это способствует тому, что основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области («социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие») решаются и в ходе реализации других областей Программы.

 

В старших группах дошкольного возраста допускается проведение НОД интеллектуальной направленности со всей группой с целью преемственности детей к школьным условиям обучения. Количество НОД и ее продолжительность, время проведения соответствуют требованиям СанПиН 2.4.2049-13. В середине учебного года (январь) для детей дошкольного возраста организуются каникулы, во время которых НОД проводится только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальная, спортивная, изобразительного искусства).

 

Занятия на логопункте проводятся малыми подгруппами или индивидуально и выводятся за пределы учебного плана. Количество занятий и состав групп в логопункте определяется Письмом Минобразования РФ от 14.12.2000 «Об организации работы логопедиче­ского пункта общеобразовательного учреждения». Занятия, проводимые учителем-логопедом, являются вариативными по отношению к занятиям по развитию речи в общеобразовательном процессе (для детей, зачисленных на логопункт).

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

Возрастная группа

Количество НОД в неделю

Обязательная часть

Часть, формируемая ДОУ

Всего

Группа раннего возраста

6

4

10

Младшая группа

6

4

10

Средняя группа

6

4

10

Старшая группа

8-9

5

13-14

Подготовительная к школе группа

9-10

6

15-16

 

 

1.

Инвариантная часть 60%

Образовательные области

Группа раннего возраста

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

 

 

 

 

Количество занятий в неделю

 1.1.

Познавательное развитие

1

2

2

3

4

 

ФЭМП

 

1

1

1

2

 

Ознакомление с окружающим миром

1

1

1

1

1

 

Ознакомление с миром природы

 

 

 

1

1

1.2.

Речевое развитие

2

1

1

2

2

 

Развитие речи

1

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1

1

 

Художественная литература

1

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1

1

 

Подготовка к обучению грамоте

 

 

 

 

Как часть НОД

 1.3.

Художественно-эстетическое развитие

4

4

4

5

5

 

Музыкальная деятельность

 

2

 

2

2

2

2

 

Изобразительная деятельность:

 

 

 

 

 

 

Рисование

1

1

1

2, из них 1 во 2-ю пол. дня

2

 

Лепка

1

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

во 2-ю пол. дня

1 раз в 2 недели

 

Аппликация

 

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

во 2-ю пол. дня

1 раз в 2 недели

1.4.

Физическое направление

3

3

3

3

3

 

Физическая культура

3

3

3

3

3

 

ЗОЖ

В ходе различных видов деятельности и через интеграцию с другими                                  образовательными областями

1.5.

Социально-коммуникативное развитие

В ходе различных видов деятельности и через интеграцию с другими                                     образовательными областями

 

Итого:

10

10

10

13

14

2.

Вариативная часть 40%

 

 

 

 

 

 

Региональная программа «Мой край родной – моя Камчатка»

1 раз в месяц на прогулке

1 раз в месяц

1, во 2-ю пол. дня

2,  из них 1 во

 2-ю пол. дня

 

 

 

 

В ходе различных видов деятельности и через интеграцию с другими                                  образовательными областями

 

Всего:

 

10

10

10

14

16

Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности

Чтение художественной литературы

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Конструктивно - модельная деятельность

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

Игровая деятельность

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Общение при проведении режимных моментов

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Дежурства

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Прогулки

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей

Самостоятельная игра

 

 

 

 

 

Познавательно - исследовательская деятельность

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей в центрах (угол­ках) развития

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Оздоровительная работа

Утренняя гимнастика

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Гимнастика после сна

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Комплексы закаливающих процедур

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Гигиенические процедуры

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Уроки Здоровейки

В режимные моменты

1 раз в месяц

1 раз в месяц

1 раз в месяц

                   

 

Календарный учебный график определяет продолжительность учебного года, сроки перерывов в организации непосредственно образовательной  деятельности, продолжительность   недели,   сроки  проведения   праздничных   и  традиционных   (для конкретного детского сада) мероприятий.

Режим работы ДОУ (12 месяцев, круглогодично), 5-ти дневная рабочая неделя.

Формы организации воспитательно-образовательного процесса применяются в соответствии со следующими периодами:

  1. период: с 01 сентября по 31 мая, (с 25 декабря по 15 января каникулярный период).
  2. период: с 01 июня по 31 августа.

В структуре учебного плана выделяется обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обязательная часть обеспечивает выполнение образовательной программы ДОУ, составленной на основе  проекта примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Обязательная часть реализуется через обязательные НОД, отводимые на усвоение основной программы.

В обязательной части учебного плана:

  • для детей раннего возраста – 10 НОД (90 мин) в неделю,
  • для детей младшего возраста –  10 НОД (150 мин) в неделю,
  • для детей среднего возраста – 10 НОД (200 мин) в неделю,
  • для детей старшего возраста – 13 НОД (325 мин) в неделю,
  • для детей подготовительной группы –  14 НОД (420 мин) в неделю.

Согласно плану в часть, формируемую участниками образовательных отношений,  включены детские объединения по интересам и реализация национально-регионального компонента:

  • младшая группа: 1 НОД
  • средняя группа: 1 НОД
  • старшая группа: 1 НОД
  • подготовительная группа: 2 НОД.

 Таким образом, общее астрономическое время НОД в неделю по возрастным группам:

 

Обязательная часть:

  • группа раннего возраста – 90 мин. (10 НОД)
  • младшая группа – 165 мин. (10 НОД)
  • средняя группа – 220 мин. (10 НОД)
  • старшая группа – 350 мин. (13 НОД)
  • подготовительная группа – 480 мин. (14 НОД)

 

Часть, формируемая ДОУ:

  • группа раннего возраста – 10 мин (1 НОД) + в режимные моменты
  • младшая группа – 15 мин (1 НОД) + в режимные моменты
  • средняя группа – 20 мин. (1 НОД) + в режимные моменты
  • старшая группа – 25 мин. (1 НОД) + в режимные моменты
  • подготовительная группа – 60 мин (2 НОД) + в режимные моменты

В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.

Основной формой организации обучения является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной Программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ».

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре.

 

Структура образовательного процесса в ДОУ.

Учебный день делится на три блока:

  1. Утренний образовательный блок - продолжительность с 7.00 до 9.00 часов - включает в себя:
  • самостоятельную деятельность ребенка и совместную деятельность с воспитателем;
  • образовательную деятельность в режимных моментах.
  1. Развивающий блок - продолжительность с 9.00 до 10.50 часов - представляет собой:
  • непрерывную непосредственно образовательную деятельность.
  1. Вечерний блок - продолжительность с 15.20 до 19.00 часов - включает в себя:
  • совместную деятельность воспитателя с ребенком;
  • свободную самостоятельную деятельность детей;
  • занятия познавательного, художественно-эстетического и физкультурно-оздоровительного направления.