ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Целевой раздел.
    1. Пояснительная записка……………………………………………  …………...3
    2. Психологические характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста………………………………………………………….5
    3. Цели и задачи для педагогов ДОУ и родителей в соответствии с возрастными особенностями развития детей дошкольного возраста……………………………………………………………….…………8

2. Содержательный раздел

2.1 Содержание коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога МБДОУ «Детский сад №3» г.Вилючинск…………………………………….11

2.2 Направления деятельности педагога-психолога ДОУ……………………….11

2.3 Планирование деятельности педагога – психолога…………… ……………15

2.4 Работа педагога-психолога в системе социальной медико-психолого-педагогической службы ДОУ………………………………………..………..15

2.5 Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………………..…….16

2.6  Основные направления коррекционной  работы по освоению образовательных областей………………………………………………………….21

2.7 Особенности взаимодействия педагога-психолога с участниками образовательного процесса в условиях реализации ФГОС …… …………25

2.8 Региональный компонент в работе педагога – психолога ДОУ… …………28

2.9 Психологическое сопровождение системы мониторинга

достижения детьми планируемых результатов освоения программы… ………31

3. Организационный раздел

3.1 Особенности организации предметно-пространственной образовательной среды кабинета педагога-психолога…………………………………………31

3.2 Психологический инструментарий……………………………………………32

3.3 Диагностический инструментарий…………………………………………….33

 

  1. Целевой раздел
    1. Пояснительная записка

Рабочая программа педагога-психолога  разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155» "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", вступившего в силу с  1 января 2014года федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения. Программа составлена в соответствии с образовательной программой МБДОУ «Детский сад №3», разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

 Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 2 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.

Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по  основным  направлениям – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие,  обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса  образования. Приоритетным является обеспечение единого процесса социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи:

  • развитие интеллектуальной сферы;
  • развитие познавательных и психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения);
  • развитие эмоциональной сферы;
  • обучение положительному взаимоотношению и принятию других;
  • создание благоприятной атмосферы и максимального взаимодействия в группе.

Концептуальными основаниями программы выступают принципы, определенные ФГОС ДО:

- развивающего образования;

- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

- обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

-создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

Содержание деятельности педагога-психолога определяется направленностью на обеспечение следующих психолого-педагогических условий, определенных ФГОС ДО:

- уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

- использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальныи особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

- построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

- поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;

- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

- защита детей от всех форм физического и психического насилия;

- построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

     Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных и индивидуальных  особенностей дошкольников ДОУ.

  1. Психологические характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

Возрастные особенности детей 2—3 лет

В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Активно развивается речь ребенка.

Возрастные особенности детей 3—4 лет

Три года — эго возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность». Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра.

В этом возрасте у вашего ребенка: происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.

Появляется возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности.

Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции как взрослых, так и детей на его поступки.

Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое.

Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.

Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.

Возрастные особенности детей 4—5 лет

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются: Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.

Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг Другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Возрастные особенности детей 5—6 лет

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

В этом возрасте ваш ребенок: продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.

Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.

Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.

Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.

Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.

Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.

Возрастные особенности детей 6—7 лет

Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.

В этом возрасте чаще всего ваш ребенок: практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе.

  Маленький ребенок делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только на непосредственное восприятие. Он думает, например, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья. В 7 лет ребенок уже может учитывать другие точки зрения и понимает относительность оценок. Последнее выражается, например, в том, что ребенок, считающий все большие вещи тяжелыми, а маленькие легкими, приобретает новое представление: маленький камешек, легкий для ребенка, оказывается тяжелым для воды и поэтому тонет.

  Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.

Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам. Ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.

 

1.3 Цели и задачи для педагогов ДОУ и родителей в соответствии с возрастными особенностями развития детей дошкольного возраста

 

Возраст

Особенности возраста

Цели и задачи для педагогов и родителей

Достижения

От 3 до 4 лет

Ведущая потребность — в общении, в уважении; в признании само­стоятельности ребенка. Ведущая деятельность — игровая.

Переход от манипулятивной игры к ролевой.

Ведущая функция — восприятие.

Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я».

Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим.

Появление смысловой структуры сознания.

Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм.

Развитие происходит через общение. С взрослым общение становится внеситуативно-­познавательным.

Удерживает внимание 7-8 минут.

Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как я).

Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении.

Способствовать проявлению всех видов активности ребенка.

Формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо- плохо.

Формировать умение действовать по правилам.

Формировать умение сопереживать, сочувствовать. Формировать эмоциональную отзывчивость.

Способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения со взрослым.

Усвоение первичных нравственных норм.

Самооценка.

Появление элементов партнерского общения.

От 4 до 5 лет

Ведущая потребность — познавательная активность; потребность в общении.

Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция — наглядно-образное мышление.

Речь начинает выполнять контролирующую функцию.

Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре).

Повышенная познавательная активность.

Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником.

Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит вдругом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих по­ступков через реакцию другого ребенка.

Усложнение сюжетно-ролевой игры.

Появление осознанности собственных действий.

Создавать условия для развития творческого воображения.

Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.

Создавать условия для проявления познавательной активности.

Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.

Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.

Контролирующая функция речи.

Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре.

Появление элементов произвольности.

Появление внеситуативно­личностной формы общения с взрослым.

От 5 до 6 лет

Ведущая потребность — потребность в общении; творческая активность. Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция — воображение.

Проявление элементов произвольности всех психических процессов.

Общение с взрослым внеситуативно-личностное.

В общении со сверстником происходит переход от ситуативно­деловой формы к внеситуативно­деловой.

Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии.

Половая идентификация.

Формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.

Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.

Способствовать развитию эмпатийных проявлений.

Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.

Организовывать совместную деятельность с целью развития эле­ментов сотрудничества.

Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.

Предвосхищение

результата

деятельности.

2. Активная планирующая функция речи.

3.

Внеситуативно­деловая форма общения со сверстником.

От 6 до 7 лет

Ведущая потребность - общение. Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция — воображение.

Проявление произвольности всех психических процессов. Но не сформирована учебная деятельность школьного типа.

Переход к младшему школьному возрасту.

Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).

Повышенная чувствительность.

Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.

Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.

Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.

Способствовать развитию мышления.

Формировать произвольность всех психических процессов.

Способствовать удержанию внутренней позиции ученика.

Способствовать формированию коммуникативных навыков со­трудничества в общении со сверстником.

Способствовать формированию самосознания и адекватной само­оценки.

Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.

Продолжать формировать этические представления.

Внутренний план действий.

Произвольность всех психических процессов.

Возникновение

соподчинения

мотивов.

Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.

Возникновение первой целостной картины мира.

Появление учебно­познавательного мотива.

 

  1. Содержательный раздел

2.1 Содержание коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога МБДОУ «Детский сад №3» г.Вилючинск

Зона компетенции педагога-психолога в организации и проведении коррекционной работы обусловлена имеющимися у детей отклонениями, приведшими к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуника­ции и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности — вербализации, искажению познания окружающего мира, бед­ности социального опыта, изменениями в становлении личности.

При определении коррекционной работы в интеграционном образова­тельном пространстве ДОУ учиты­вается, что каждая категория детей с различными психическими, физи­ческими нарушениями в развитии помимо общих закономерностей разви­тия имеет специфические психолого-педагогические особенности, отличающие одну категорию детей от другой. Для реализации психолого-педагогического компонента коррекционной работы предусмотрено создание индивидуального образовательного маршрута, который предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого (воспитателя), чьи усилия направлены, в числе прочих, на формирование у детей с нарушениями развития умения взаимодействовать в едином детском коллективе.

Педагог-психолог обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение реализуемых специальных (коррекционных) образовательных программ для дошкольников, имеющих различные отклонения в развитии.

 

 

 

2.2 Направления деятельности педагога-психолога

Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Проводится:

  • Обследование детей второй младшей группы (3-4 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
  • Диагностика воспитанников средней (4-5 лет) и старшей группы (5-6 лет) с целью определения уровня психического развития и эмоционально-волевой сферы развития детей для организации и координации работы в данных группах.
  • Диагностика воспитанников в рамках работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
  • Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (6-7 лет).

Дополнительно:

По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Психопрофилактика

Цель: предупреждение дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде)  возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса, просветительская деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологом стоит задача - содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

Для этого предусмотрено:

Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

- анализ медицинских карт вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

 Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

Дополнительно:

  • Отслеживание динамики социально-личностного развития детей.
  • Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
  • Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.

Коррекционная и развивающая работа.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом приоритетного направления – познавательное и речевое развитие, с учетом специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка.

В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.

Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, в конечном счете, на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом.  Эта работа провидится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы. Если выявленные отклонения выражены в значительной степени, ребенок зачисляется в группу детей, нуждающихся в коррекционно-развивающей работе на основании диагностического обследования специалистов.  В случае трудностей в коррекции в рамках ДОУ ребенок направляется на консультацию к специалистам городской психолого-медико-педагогической комиссии на основании решения ПМПк ДОУ. 

Обязательно:

  • Проведение занятий с вновь прибывшими детьми – адаптационные игры, наблюдение.
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старших и подготовительной групп, с целью формирования предпосылок учебной деятельности, коррекции и развития познавательной и эмоциональной, волевой сфер (с учетом результатов промежуточной диагностики на начало учебного года).
  • Выстраивание индивидуальной траектории (индивидуальный образовательный маршрут) развития ребенка в процессе обучения.
  • Психологическое сопровождение детей  с ОВЗ.

  Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи  при выстраивании и реализации  индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. При необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах города по теме запроса.

Обязательно:

  • Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
  • Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

Дополнительно:

  • Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.  
  • Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

Психологическое просвещение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:

- повышение уровня психологических знаний;

- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, с учетом традиций и местных условия, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

Обязательно:

  • Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов в форме семинаров, конференций, практикумов по темам:

1.     Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.

2.     Закономерности развития детского коллектива.

3.     Особенности работы педагога с проблемными детьми.

4.     Стили педагогического общения.

5.     Психологические основы взаимодействия  с семьей.

6.  Особенности построения воспитательно-образовательного процессе с учетом гендерных различий дошкольников.

  • Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей по темам:

1.    Адаптация ребенка к ДОУ.

2.    Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.

3.    Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.

4.    Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее.

5.    Воспитание произвольности поведения и управляемости.

6.    Психологическая готовность к обучению.

7.    Половое воспитание и развитие.

Дополнительно:

  • Создание информационных уголков по типу «Рекомендации психолога» в каждой группе и информационного стенда в пространстве ДОУ.

2.3 Планирование деятельности педагога – психолога

(см. документация педагога-психолога, план работы на 2017-2018 учебный год.)

2.4 Содержание деятельности педагога-психолога в рамках

социальной медико - психолого- педагогической службы ДОУ:

  1. Работа с детьми.

1.1. Плановая и углубленная психолого-педагогическая диагностика (начало и конец учебного года, промежуточная диагностика в середине года) познавательной сферы, эмоционального благополучия ребенка.

1.2. Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению.

1.3. Индивидуальная диагностическая, коррекционно-развивающая работа с детьми по запросам воспитателей, родителей, администрации.

1.4. Индивидуальное сопровождение детей в период адаптации к детскому саду.

1.5. Коррекция познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сфер ребенка.

1.6. Составление индивидуальной траектории развития ребенка (индивидуальный образовательный маршрут).

  1. С педагогами.

2.1. Методическая и практическая помощь в организации и проведении открытых мероприятий (по плану ДОУ).

2.2. Повышение уровня педагогической и психологической грамотности. Просветительская работа с воспитателями, педагогами ДОУ.

2.3. Рекомендации по индивидуальной работе с детьми на основании результатов диагностики (в течение года).

2.4. Посещение занятий и их психолого-педагогический анализ (в течение года); разработка рекомендаций.

2.5. Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития детей (по запросам).

2.6. Семинары, практикумы, психологические тренинги с педагогическим коллективом.

2.7.Психолого-педагогическое сопровождение познавательного направления и квалифицированная коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей.

  1. С родителями.

3.1. Социологическое анкетирование родителей (в течение года).

3.2. Индивидуальное консультирование родителей.

3.3. Углубленная диагностика социальной ситуации семейных, детско-родительских взаимоотношений (по запросу).

3.4. Просветительская работа среди родителей.

3.5. Организация и проведение родительских собраний, тренингов, семинаров, мастер-классов.

2.5 Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Зона компетенции педагога-психолога в организации и проведении коррекционной работы ДОУ обусловлена имеющимися у детей отклонениями, приведшими к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуника­ции и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности — вербализации, искажению познания окружающего мира, бед­ности социального опыта, изменениями в становлении личности.

При определении коррекционной работы в образова­тельном пространстве ДОУ учиты­вается, что каждая категория детей с различными психическими, физи­ческими нарушениями в развитии помимо общих закономерностей разви­тия имеет специфические психолого-педагогические особенности, отличающие одну категорию детей от другой. Для реализации психолого-педагогического компонента коррекционной работы предусмотрено создание адаптированных образовательных программ, который предполагает постепенное включение

таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого (воспитателя), чьи усилия направлены, в числе прочих, на формирование у детей с нарушениями развития умения взаимодействовать в едином детском коллективе.

Учитывая, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих, с нормой развития, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития, педагог-психолог обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение реализуемых адаптированных образовательных программ для дошкольников, имеющих различные отклонения в развитии.

Цель коррекционно-развивающей работы: оказание комплексной коррекционно-психолого-педагогической помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям), а также осуществление коррекции недостатков психического развития детей с интеллектуальными нарушениями старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. определить особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  2. учитывать     особые     образовательные     потребности детей     с     ограниченными возможностями здоровья при освоении ими образовательной программы;
  3. осуществлять      индивидуально-ориентированную      и социально-психолого-педагогическую помощь детям   с   ограниченными возможностями   здоровья   с   учётом   особенностей   психического   и   физического развития, индивидуальных особенностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  4. реализовывать индивидуальные образовательные маршруты;
  5. реализовать комплексную систему мероприятий по социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья;
  6. оказывать консультативную помощь родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках профессиональной компетентности педагога-психолога.

 

Психолого-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-пе­дагогической диагностике, позволяющей:

•выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;

•определить оптимальный педагогический маршрут;

•обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении;

•спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

•оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

•определить условия воспитания и обучения ребенка;

• консультировать родителей ребенка.

Все полученные данные заносятся в карту психолого- педагогического сопровождения ребенка. В карте указывается, где, как и кем воспитывался ребенок до момента поступления в дошкольное учреждение. Проводится анализ данных о семье ребенка; описывается состав семьи, возраст и образовательный уровень каждого ее члена, характерологические особенности родителей; фиксиру­ются психические, неврологические, хронические соматические заболева­ния. Описываются семейно-бытовые условия, в которых воспитывается ребе­нок, место и характер работы родителей; дается оценка взаимоотношений в семье, отношения к ребенку.

Данная информация обязательна для изучения педагогами и воспитателями, работающими с ребенком, с целью  создания необходимых условий для его развития в до­школьном учреждении.

Психолого-педагогическое обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении развития детей с ОВЗ. Его ре­зультаты рассматриваются в совокупности с другими данными о ребенке.

Изу­чение и выявление особенностей познавательной деятельности, установле­ния характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка дает возможность прогнозировать его развитие.

Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей с ОВЗ. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии является системным и включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личност­ное развитие). В качестве источников диагностического инструментария используются научно-практические разработки С. Д. Забрамной, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго. По результатам проведенных обследований проводится качественный анализ, который предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.

Качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка:

  • особенности контакта ребенка;
  • эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
  • реакция на одобрение;
  • реакция на неудачи;
  • эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
  • эмоциональная подвижность;
  • особенности общения;
  • реакция на результат.

Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:

  • наличие и стойкость интереса к заданию;
  • понимание инструкции;
  • самостоятельность выполнения задания;
  • характер деятельности (целенаправленность и активность);
  • темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;
  • работоспособность;
  • организация помощи.

Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка:

  • особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
  • особенности моторной функции.

В комплексной оценке психического развития и потенциальных возмож­ностей детей с комплексными нарушениями для определения содержания дальнейшего обучения проводится педагогическое обследование. Оно предусматривает: получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обуче­нии, темпа усвоения материала, выявление особенностей образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ. При этом используются такие методы, как непосредственная беседа с ре­бенком и родителями, анализ работ дошкольника (рисунков, поделок и др.), педагогическое наблюдение. Особое место отводится наблюдению за познавательной актив­ностью ребенка, в процессе которого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствующий о личностной зрелости дошкольника.

Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ.

Работа с детьми с ОВЗ включает в себя:

  1. Подготовку педагогов к участию реализации индивидуального образовательного маршрута,  и знакомство с комплектом документов, необходимых в работе.
  2. Активное вовлечение и подготовку родителей.

Задача

Мероприятие

Ответственный

Работа с воспитанниками

Цель:коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.

 

1.Проведение диагностики (первичная, промежуточная  и итоговая)

2.Разработка индивидуального маршрута

3. Организация коррекционных занятий

4. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия

Психолог, социальный педагог, воспитатель, учитель-логопед.

.

 

Работа с педагогами

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов

1. Консультации у психологов и социального педагога

2. Обучающие практикумы и семинары внутри учреждения по теме (по мере необходимости):

-«Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья »,

-«Работа с родителями данной категории детей» и др.

 

Психолог, соц. педагог, учитель-логопед.

 

 

 

 

 

Работа с семьей

Цель: повышение уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в воспитании и обучении ребенка

  1. Индивидуальные консультации у специалистов
  2. Родительские собрания  по теме:

- «Психология дошкольника, испытывающего трудности обучения и общения»;

-«Особенности взаимодействия родителей и ребенка в условиях его недостаточного физического и психического развития»;

-«Свободное время ребенка с ограниченными возможностями здоровья».

СпециалистыСмппс

 

 

 

 

 

         Реализация адаптированной образовательной программы требует постоянного отслеживания направления развития детей, что делает необходимым разработку системы первичной, промежуточной и итоговой диагностики.

  1. Основные направления коррекционной  работы по освоению образовательных областей

Основная задача коррекционно-педагогической работы - создание ус­ловий для всестороннего развития ребенка в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Основная цель - овладение навыками коммуникации. Задачи социально-коммуникативного развития:

формирование у ребенка представлений о самом себе и элементар­ных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;

формирование навыков самообслуживания;

формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положитель­но относиться к ним;

формирование предпосылок и основ экологического мироощуще­ния, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям;

• формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном об­щении.

При реализации задач данной образовательной области у детей формируются представления о многообразии окружающего ми­ра, отношений к воспринимаемым социальным явлениям, правилам, общепринятым нормам социума и осуществляется подготовка детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизнедеятель­ности.

Работа по формированию социально-коммуникативных умений должна быть повседневной и органично включаться во все виды деятель­ности: быт, игру, обучение.

В работе по формированию социальных умений у детей важно создать условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здо­ровья каждого ребенка, формирования культурно-гигиенических навы­ков, потребности вести здоровый образ жизни; развивать представления о своем здоровье и о средствах его укрепления.

Для реализации задач необходимо правильно организовать режим дня в детском саду и дома, чередовать различные виды деятельности и отдыха, способствующие четкой работе организма.

Освоение социально-коммуникативных умений для ребенка обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установле­ния и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности.

Центральным звеном в работе по развитию коммуникации исполь­зуются коммуникативные ситуации - это особым образом организо­ванные ситуации взаимодействия ребенка с объектами и субъектами окружающего мира посредством вербальных и невербальных средств общения.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Основная цель — формирование познавательных процессов и спосо­бов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов. Познавательные процессы окружающей действительности дошколь­ников обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти.

     Соответственно выдвигаются следующие задачи познавательного развития:

  • формирование и совершенствование перцептивных действий;
  • ознакомление и формирование сенсорных эталонов;
  • развитие внимания, памяти;
  • развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Образовательная область «Познавательное развитие» включает: Сенсорное развитие, в процессе которого у детей развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе форми­руются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени.

Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процес­сов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, класси­фикации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи: номинативной функции, фразовой речи, способствует обогащению и расширению словаря ребенка.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности и конс­труктивной деятельности, направленное на формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательную координацию для под­готовки к овладению навыками письма; развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружаю­щем мире.

Формирование элементарных математических представлений пред­полагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавли­вать соответствие между различными множествами и элементами мно­жеств, ориентироваться во времени и пространстве.

При обучении дошкольников с ОВЗ необходимо опираться на со­хранные анализаторы, использовать принципы наглядности, от простого к сложному. Количественные представления следует обогащать в процес­се различных видов деятельности.

Образовательная область «Речевое развитие».

Основная цель - обеспечивать своевременное и эффективное раз­витие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.

Задачи развития речи:

формирование структурных компонентов системы языка - фонетического, лексического, грамматического;

формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, двух форм речевого общения - диало­га и монолога;

формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.

Основные направления работы по развитию речи дошкольников:

  • развитие словаря. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предме­ты и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими;
  • воспитание звуковой культуры речи. Данное направление предпо­лагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит воспри­ятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация);
  • формирование грамматического строя речи. Формирование грам­матического строя речи предполагает развитие морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений);
  • развитие связной речи. Развитие связной речи включает развитие диалогической (разговорной) и монологической речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнооб­разными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, нет обходимые для более сложной формы общения — монолога, умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов;
  • формирование элементарного опознавания явлений языка и речи, обеспечивающее подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму;
  • развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки.

Развитие речи у дошкольников осуществляется во всех видах деятельности: игра, занятия по физическому развитию, ИЗО (рисовании лепка, аппликация, конструирование), музыка и др.; в свободный деятельности, в общении со всеми, кто окружает ребенка. Наиболее значимы видом работы по развитию речи является чтение художественной литературы.

Для детей с речевыми нарушениями работу по этой образовательной области необходимо выстраивать индивидуально.

Воспитание звуковой стороны речи, освоение грамматического строя, развитие связной речи представляет большую сложность для детей с ОВЗ всех категорий. Например, грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. В норме дети усваивают грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых и языковых обобщений. Для развития связной речи, освоения грамматических форм у детей с ОВЗ необходимо создание специальных условий - разработок грамматических схем, разнообразного наглядного дидактического материала, включение предметно-практической деятельности и др.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Основная задача - формирование у детей эстетического отношения миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие се­птического вкуса, художественных способностей, освоение различных вдов художественной деятельности.

Основные направления работы с детьми в данной образовательной власти:

«Художественное творчество». Основная цель - обучение детей созданию творческих работ. Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений, в процессе работы дети знакомятся различными материалами, их свойствами. Аппликация способствует развитию конструктивных возможностей, формированию представление о форме, цвете. Рисование направлено на развитие манипулятивной деятельности и координации рук, укрепление мышц рук.

Образовательная область «Физическое развитие»

Основная цель — совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики  зрительно-пространственной координации. Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни детей и в семье, и в дошкольном учреждении. Это касается предметной и социальной среды, всех видов детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы совмещались и общие, и коррекционные задачи. Основная задача - стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, оправленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

2.7 Особенности взаимодействия педагога-психолога с участниками образовательного процесса условиях реализации ФГОС

С руководителем ДОУ

  1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей  и задач.
  2. Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного про­цесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
  3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
  4. Предоставляет отчетную документацию.
  5. Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).
  6. При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями раз­вития на ГПМПК или ЦПМПК.
  7. Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
  8. Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных ситуациях.

С заместителем заведующей по  УВР

  1. Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС.
  2. Составляет индивидуальные образо­вательные маршруты (содержание психолого-педагогической работы по организации взаимодействия взрослых и детей в освоении образовательных областей).
  3. Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учрежде­нии и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
  4. Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого-педаго­гическим вопросам.
  5. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов, творческих групп.
  6. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном уч­реждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
  7. Представляет документацию установленного образца (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
  8. Участвует в организации и проведенииоткрытых родительских собраний.

С воспитателем

  1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенно­стей дошкольников.
  2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.
  3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года)
  4. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
  5. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
  6. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
  7. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршру­та дошкольника.
  8. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
  9. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
  10. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.
  11. Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреж­дения у них эмоционального выгорания.
  12. Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (рабо­та в паре).
  13. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
  14. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоцио­нального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
  15. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, пра­вильная осанка и т. д.).
  16. Участвует в деятельности по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности (активизация вни­мания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.

С музыкальным руководителем

  1. Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания.
  2. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).
  1. Осуществляет сопровождение на занятиях, при подготовке и проведении праздников, досуга развития памяти, внимания, координации дви­жений.
  2. Участвует в проведении музыкальной терапии.
  3. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.

С инструктором  по физической культуре

  1. Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию.
  2. Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.
  3. Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.
  4. Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
  5. Способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий.
  6. Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.).

С учителем-логопедом

  1. Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.
  2. Оказывает помощь детям в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях логопеда.
  3. Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния oбщей, мелкой, артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.
  4. Разрабатывает индивидуальный-образовательный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно с другими  специалистами.
  5. Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.
  6. Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных лого­педических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, сооружение простых построек по образцу и др.
  7. Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с логопедом.
  8. Совместно с другими специалистами осуществляет психологическое сопровождение детей в период адаптации.

Взаимодействие  с семьями  воспитанников

  1. Детский сад большое внимание уделяет изучению контингента родителей на основе социальных паспортов, анкетирования. Полученные сведения используются при планировании работы, для организации системы взаимодействия с родителями, установления режима взаимопонимания и сотрудничества.
  2. Взаимоотношения между ДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором, в котором отражено оказание квалифицированной помощи.

Основные формы взаимодействия с семьей

Знакомство с семьей: анкетирование, консультирование.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток.

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации гостиных, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

2.8 Региональный компонент в работе педагога-психолога

Приобщение детей к культурно-историческим ценностям, формирование элементарных представлений об истории Отечества, воспитание бережного отношения к историческому наследию, родной культуре, окружающему миру является одной из задач плана работы нашего дошкольного образовательного учреждения.

Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию.

Задачи:

  -   Воспитывать у дошкольников патриотические чувства, прививая любовь к родному краю — «малой Родине», ее истории, уважение к традициям своего народа;

-  Приобщать воспитанников и их семьи к поисковой деятельности;

-  Прививать любовь к самобытной культуре родного края;

- Знакомить с местными народными промыслами, творчеством народных умельцев, воспитывать желание сохранить и приумножить наследие предков (художественное краеведение);

- Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному дому, семье детскому саду, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

- Воспитывать любовь и уважение к своей Родине – России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.

- Воспитывать уважительного отношения к человеку- труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.

- Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле.

- Воспитывать у детей любовь к природе, желание беречь и защищать ее.

  Содержание регионального компонента программы  реализуется в совместной деятельности педагогов и детей, а также через организацию самостоятельной деятельности детей, в процессе  проведения праздников и тематических проектов.

Предполагаемый результат:

Дети должны знать и называть:

  • Домашний адрес, место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.
  • Испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад.
  • Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну поселка и области; находить на карте крупные города области, знать природоохранительные мероприятия.
  • Свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу нашей Родины – Москву. Дети должны знать флаг, герб России.
  • Называть представителей других национальностей, населяющих домашний регион. Уважать их культуру и традиции. Дети должны знать, что они являются жителями планеты Земля. Знать климатические и природные условия некоторых стран Земли, называть животных которые там живут и растения, которые растут там.

2.9 Психологическое сопровождение системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет к системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы следующие требования:

- система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы,

- мониторинг проводится с оценкой динамики достижений детей

- обязательное требование - включение описания объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

При реализации этих требований, в сферу компетентности педагога-психолога попадают следующие направления мониторинга - физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.

При этом в построение системы мониторинга заложено сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Мониторинг достижения  планируемых  промежуточных  результатов  освоения  программы  детьми  осуществляется  2  раза  в  год   с  использованием  диагностики   результатов, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.

В мониторинге предусмотрено использование методов, позволяющих  получить  объем  информации  в  оптимальные  сроки.

 

3. Организационный раздел

3.1 Особенности организации предметно-пространственной образовательной среды кабинета педагога-психолога

(см.Паспорт кабинета педагога-психолога).

3.2 Психологический инструментарий

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ РАЗВИВАЮЩИХ И КОРРЕКЦИОННЫХ МЕТОДИК

1

 

Психологическая помощь дошкольнику.

 

Н. Яковлева

2

«Уроки добра» коррекционно-развивающая программа 5-7 лет.

Формирование у детей доброжелательного поведения, навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения.

С.И. Семенак

3

Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников

Формирование умения межличностного общения со сверстниками.

С.С. Бычкова

4

Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры:

Эмоционально-волевая сфера

В.М.Минаев

5

Коррекция развития интеллекта

Интеллектуальное развитие

А.Л Сиротюк

6

Развитие памяти детей

Развитие и коррекция психических процессов

Л.В.Черемошкина

7

Учим детей общению

Развитие коммуникативных способностей

Н.В. Клюева Ю.В.Касаткина

8

Коррекционно-развивающие занятия в средней группе

Социальное развитие

В.Л. Шорохина

9

Коррекционно-развивающие занятия  для детей старшего дошкольного возраста

Эмоциональная сфера

Е.В.Алябьева

10

Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи

 

Т.Н.Волковская, Г.Х. Юсупова

11

Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду

 

И.А. Арцишевская

12

Развитие невербального воображения

 

 

 

М.В. Ильина

 

13

 

Развитие вербального воображения

 

М.В. Ильина

14

Как предупредить отклонения в поведении ребенка

 

А.И. Захаров

15

Игротерапия

 

М.А. Понфилов

16

Коррекционные, развивающие и адаптационные игры

 

Г.М. Горбенко, Т.Д.Зинкевич-Евстегнеева

17

Психогимнастика

 

М.И. Чистякова

18

Уроки психологического здоровья

 

В.В.Ветрова

19

Сказочная подготовка к настоящей школе

 

Т.В. Громова

 

3.3 Диагностический инструментарий

Название методики (теста)

Основная направленность методики (тест)

Авторы методик

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

1

«Диагностический комплекс»

Развитие познавательной сферы

Н.Я.Семаго М.М.Семаго

2

«Диагностика психического развития детей»

 

Развитие познавательной сферы.

Т.Д. Марцинковская

3

«Сотрудничество»

Программа социального тренинга

А.Ивашова

4

Диагностика школьной зрелости

Готовность к школе

М. Битянова.,   О.Барчук

5

«Экспресс-диагностика в детском саду»

Диагностика развития психических процессов у дошкольников.

Н.Н. Павлова,

Л.Т. Руденко

6

«Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения»

Программа и методические рекомендации по проведению обследования и анализу результатов.

Н.Я. Семаго,   М.М. Семаго

7

«Психологическая карта дошкольника»

Готовность к школе

М.В. Ермолаева,  И.Г. Ерофеева

8

 

 

 

9

 

 

«Изучение условий становления способности к распознаванию эмоций по выражению лица у детей старшего дошкольного возраста».

 

 

«Методика изучения способности детей 5-7 летнего возраста к распознаванию эмоциональных состояний».

 

 

 

Эмоционально-волевая сфера.

 

 

 

Е.М Листик

10

«Страна эмоций»

Эмоционально-волевая сфера

Т.В. Громова

11

«Межличностные отношения дошкольников»

Межличностные отношения

В.М. Холмагорова

12

Диагностика психологических особенностей дошкольника

Интеллектуальное и личностное развитие

 

 

Г.А. Урунтаева

13

«Настольная книга практического психолога»

Е.И.Рогов

14

Комплект психодиагностических методик для детей дошкольного возраста «Когитоша»

Н.Л. Белопольских

15

Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики  лиц с нарушением речи

Калягин В.А., Т.С. Овчинникова

16

Оценка психологической готовности детей к школе

Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения

Н.В.Бабкина

17

Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития

Пособие для учителей начальной школы, психологов-практиков, родителей

Л.Г.Мустаева

18

Ребенок с отклонениями в развитии

 

Е.М. Мастюкова

         

Литература:

  1. Венгер Л.А., Агаева Е.Л.. Психолог в детском саду. Руководство для работы практического психолога. - М.: Просвещение, 2003 г.
  2. Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта: методические рекомендации/ Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева. -М.: Просвещение. 2009.
  3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: Генезис, 2000
  4. Н. Семаго, М. Семаго. Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения. - М.: Аркти, 2000
  5. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР. — М.: Владос, 2003
  6. Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие /Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2005.
  7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: Владос, 1996.
  8. Саранская О.Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!». - М.: Книголюб, 2008.
  9. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Д38 проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2003.
  10. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А.Венгера, и В.В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978.
  11. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. М., 1981.
  12. Р.С. Немов. Психология. Кн. 3: Экспериментальная и педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение; Владос, 1995.
  13.  Психодиагностическая работа в начальной школе / Под ред. А.А. Степанова. Часть 1. СПб.: Образование, 1994.
  14. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991.
  15. Чего на свете не бывает / Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л.Агаевой. М.: Просвещение, 1991.
  16. Т.В. Чередникова. Тесты для подготовки и отбора детей в школы. СПб.: Стройлеспечать, 1996.
  17. Тренинг для будущих первоклассников И.Л.Арцишевская.  Москва, 2008, «Книголюб»
  18. Коррекционно - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста Москва, Е.А.Алябьева, «Сфера»,2003
  19. Играем в сказку, О.А.Шорохова, «Сфера»,2007
  20. Азбука общения, Л.М.Шипицына, О.В.Заширинская,  А.П.Воронова,Т.А.Нилова. Санкт-Петербург,2000, «Детство-ПРЕСС»
  21. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников Санкт-Петербург,2008. «Речь»
  22. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. А.З.Зак. Москва, 1996, «Новая школа»
  23. Психологическая работа в ДОУ. Электронное пособие. «Учитель» Волгоград.2012.
  24. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников». Бычкова С.С.  Москва, «АРКТИ»,2003
  25. Практическая психология образования/ под ред. И.В.Дубровиной. Москва, ТЦ «Сфера»,2000
  26. Справочник педагога-психолога, ЗАО «МЦФЭР»,2011-2012
  27. «Хочу быть успешным». О.Хухлаева. Москва «Чистые пруды»,2005
  28. Психолог в детском дошкольном учреждении/ под ред. Т.В.Лаврентьевой, Москва. «Новая школа»,1996
  29. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. Л.И.Катаева.  Москва, 2008, «Книголюб».