Деятельность дошкольного бюджетного образовательного учреждения «Детский сад №3» в 2016-2017 учебном году была направлена на организацию образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО по следующим направлениям:

- сохранение и укрепление здоровья, снижение заболеваемости дошкольников, формирование ценностей здорового образа жизни;

- развитие педагогической компетентности в вопросах организации образовательной деятельности, соответствующей ФГОС ДО;

- дальнейшее внедрение информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательную и методическую работу ДОУ;

- повышение квалификации педагогических работников в ДОУ;

- участие педагогов в сетевых проектах взаимодействия с целью обмена опытом;

- поощрение творчески мыслящих и работающих педагогов;

- совершенствование материально-технической базы;

- совершенствование предметно-развивающей пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО;

- повышение качества дошкольного образования, коррекционно-развивающей работы с детьми.

Педагогический коллектив, обеспечивающий развитие и воспитание детей, состоит из 27  сотрудников, что составляет 96,4% от штатного расписания. Коллектив объединён едиными целями и задачами и имеет благоприятный психологический климат. Педагогический коллектив продолжает работу над повышением качества работы ДОУ.

В основном коллектив состоит из педагогов, имеющих большой педагогический опыт. В этом учебном году прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности – 3 педагога. 1 педагог прошел аттестацию на 1 квалификационную категорию. По результатам аттестации 5 педагогов (19,2%) имеют 1 квалификационную категорию, 17 педагогов (65,3%) – соответствуют занимаемой должности. Всего аттестовано 22 педагогов, что составляет 84,6%.

В учреждении награждено 10 педагогов, из них «Почетной грамотой Министерства образования РФ» - 6 педагогов, «Почетная грамота Министерства культуры и массовых коммуникаций  Российской Федерации  и Российского профсоюза работников культуры» - 1 педагог, 3 человека награждены  «Почетной грамотой губернатора Камчатского края».

Курсовая переподготовка педагогических кадров проводится по плану, систематически (1 раз в три года). В 2016-2017 учебном году 13 педагогов (50 %) прошли курсы повышения квалификации в Камчатском институте развития образования.

Образовательный уровень коллектива довольно высокий: 11 человек (42,4 %) имеют высшее образование, 15 (57,6 %) человек – среднее профессиональное.

По сравнению с предыдущими годами повысилась активность педагогов по участию в конкурсах профессионального мастерства, в мероприятиях научно-практического характера. В 2016-2017 учебном году педагоги участвовали в конкурсах разного уровня. Основными достижениями  для нашего коллектива являются:

  1. Муниципальный конкурс открытых мероприятий патриотической направленности «Ордена и медали России» - Косова И.С., воспитатель, 1 место.
  2. Краевой конкурс методических материалов по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма – методические материалы для педагогов, занимающихся вопросами детского дорожно-транспортного травматизма – Хопина Е.А., зам. заведующей по УВР – диплом 3 степени.
  3. Краевой конкурс для педагогов «Камчатка – любовь моя» - Бельды Н.Н., воспитатель – 3 место.
  4. Всероссийский творческий конкурс «Время знаний». Конкурс методических разработок – Козина Е.Б., воспитатель – 1 место.
  5. Всероссийский творческий конкурс «Время знаний». Конкурс на лучший сценарий экологического праздника – Козина Е.Б., воспитатель – 1 место.
  6. Педагог Бельды Н.Н. провела мастер-класс «Использование приемов визуализации программы PowerPoint при создании интерактивных дидактических пособий» в рамках «Педагогической мастерской 2017» на кафедре информационных технологий КИРО.
  7. Социальный педагог Сергеева И.Н.  проводила практическое занятие для слушателей краевых курсов повышения квалификации «Современные подходы к организации социально-педагогического сопровождения образовательной деятельности в условиях внедрения ФГОС ОО» по теме: «Технологии работы с семьей».

Особое место в методической работе ДОУ отводится таким формам повышения квалификации педагогов, как открытый показ непосредственно образовательной деятельности, основная цель которого - пропаганда опыта, системы работы, авторских находок. Открытые показы проводятся не только опытными, но и начинающими педагогами, что позволяет поддержать в них уверенность, веру в свои силы, представить пусть небольшой, но опыт своей работы для педагогической аудитории. Эффективно проходят в ДОУ взаимопосещения, презентации, смотры-конкурсы, позволяющие также продемонстрировать педагогу свои творческие находки, распространить опыт работы.

Необходимым условием сохранения профессиональной компетентности педагогов является сформированная потребность в самообразовании. Самообразование педагогов ДОУ происходит через разнообразные формы. Темы для самообразования подбираются в начале учебного года, с учётом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога, исходя из его желаний. Результатом усилий педагога по самообразованию является его совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства, форма отчетности разнообразна: выступления на различных уровнях, открытые занятия и показы, собеседования, составление планов, самоанализ, участие в конкурсах и т.п.

Педагогический коллектив нашего дошкольного образовательного  учреждения целенаправленно и планомерно работает над повышением качества образования через обновление его содержания; внедрение современных образовательных технологий, которые способствуют созданию благоприятных условий для самореализации участников воспитательно-образовательного процесса.

Вывод: проанализировав результаты аттестации, работы по самообразованию педагогических работников, результативность участия в муниципальных конкурсах можно сделать вывод, что задачи по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ решены. Профессиональный уровень подготовки позволяет педагогам квалифицированно осуществлять образовательную деятельность по воспитанию всесторонне развитой личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей, готовности к обучению в школе, эффективно использовать современные педагогические технологии и методики.

В следующем учебном году необходимо продолжать поддерживать профессиональное развитие педагогов через использование новых форм работы с педагогами и повышать мотивацию к их профессиональному росту. В настоящее время остаётся вопрос повышения компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения НОД с детьми с использованием инновационных технологий.

Образовательный процесс в детском саду в 2016-2017 учебном году осуществлялся в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования и в соответствии с требованиями  образовательной программы ДОУ, разработанной  с учетом примерной образовательной  Программы «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).  Для реализации регионального компонента образовательного процесса   была разработана программа по ознакомлению с родным краем «Мой край родной – моя Камчатка».

Для освоения детьми образовательных областей в соответствии с ФГОС используем и  парциальные программы:

 «Юный эколог» С.Н.Николаевой (ОО «Познавательное развитие»),

«Развитие речи у детей дошкольного возраста в детском саду» О.С. Ушаковой (ОО «Речевое развитие»),

«Математическое развитие детей дошкольного возраста в системе «Школа 200…» Л.Г. Петерсон (ОО «Познавательное развитие»),

Здоровьесберегающие технологии (ОО «Физическое развитие»).

Все заявленные программы и технологии имеются в наличии, плавно вписываются в единый комплекс и используются для разностороннего развития детей дошкольного возраста.Образовательный процесс ведется, учитывая федеральный и региональный компонент.

Планирование образовательной работы с детьми в ДОУ отвечает определённым требованиям:

- основывается на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребёнка;

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников каждой группы;

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- планируемое содержание и формы организации детей соответствуют возрастным и психолого - педагогическим основам дошкольной педагогики.

При планировании и организации педагогического процесса педагоги учитывали, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Внимательное  отношение воспитателя к ребёнку, умение поддержать его самостоятельные проявления создаёт хорошие условия для полноценного развития каждого ребёнка и всех детей в коллективе.

Педагоги ДОУ применяют современные педагогические технологии (здоровьесберегающие технологии, проектный метод, исследовательскую деятельность, игровые технологии, личностно ориентированные образовательные технологии). Они широко представлены во всех направлениях деятельности ДОУ. Принципиально  важной стороной в образовательной технологии является позиция ребенка и отношения взрослого с ребенком.

Коллектив ДОУ уделяет большое внимание организации предметной среды и жизненного пространства с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями, выбора детьми вида деятельности и ее формы. Стратегия и тактика построения развивающей среды в ДОУ определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. С целью решения годовых задач в течение учебного года материально-техническая база пополнялась игровым оборудованием.

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ соответствует программам, удовлетворяет потребностям детей, стимулирует их  развитие. Педагоги поощряют самостоятельную организацию детьми игрового пространства, индивидуальную и совместную деятельность детей. Включаются как участники в игры детей с правилами, организуют дидактические игры, способствующие разностороннему развитию детей. Во всех группах созданы достаточные условия для интеллектуального развития детей: много познавательной и художественной литературы, иллюстративного материала, знакомящего с живой и неживой природой, рукотворным миром, есть коллекции минералов, природный и бросовый материал, карты, схемы.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО в образовательный процесс ДОУ  включены  блоки:

- совместная партнерская деятельность  взрослого с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность детей;

- взаимодействие с семьями воспитанников.

Совместная деятельность взрослого и детей   осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.       

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через  организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с  использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы  и  решения конкретных образовательных задач.

Вывод: Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей. Современные технологии позволяют воспитателю реализовать  требования ФГОС ДО, воспитывать в детях самостоятельность и инициативу, организовывать совместную деятельность с родителями.

Приоритетными направлениями деятельности нашего учреждения в 2016-2017 учебном году были: сохранение и укрепление здоровья детей посредством реализации современных подходов к организации среды в ДОУ, совершенствование работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств на основе ознакомления с историей родного края, родной природой, народными обычаями и праздниками; повышение профессионального мастерства педагогов на основе внедрения ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО; активизация работы с дошкольниками по развитию творческих, коммуникативных и речевых способностей через театрально-игровую деятельность.

Для решения этих задач были проведены 5 педагогических советов:

- первый – установочный «Приоритетные направления образовательной политики ДОУ».

- второй – «Организация нравственно-патриотического воспитания в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО», посвящен закреплению знаний педагогов о современных требованиях по формированию у детей дошкольного возраста патриотических чувств к своей семье, городу, к природе, культуре.

- третий – «Развитие творческих, коммуникативных и речевых способностей через театрально-игровую деятельность» с целью расширять знания педагогов о театрализованной деятельности и показать целесообразность использования в процессе развития дошкольников.

- четвертый – «Внедрение ИКТ технологий с целью совершенствования информационно-методического сопровождения образовательного процесса».

- пятый – итоговый «Мониторинг реализации годовых задач за истекший год».

На каждом педсовете были приняты решения к выполнению намеченных задач.

Обновление содержания дошкольного образования находится в прямой зависимости от инициативы, творчества и участия педагогов в методических мероприятиях.

Методическая работа в ДОУ проводилась согласно годовому плану  и была направлена на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива и эффективности образовательного процесса. Подготовка докладов к педсоветам, семинарам, консультациям, методическому объединению способствовала повышению профессиональной компетенции педагогов.

На педсоветах и семинарах внедрялись активные формы работы: анкетирование педагогов,  проведение дискуссии, решение проблемных ситуаций, «беседа за круглым столом», мастер-класс, мультимедийные презентации, презентации проектов. Вся деятельность ДОУ была направлена на достижение максимальных результатов в воспитании и обучении дошкольников.  Условия, созданные в ДОУ, дают воспитателям возможность проявлять  творчество, новаторство, реализовать себя как личность и педагог. Аналитический характер методической работы и диагностическая направленность её результатов позволяют получить информацию, используемую в  работе.

Отличие от других стандартов ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Стандарт направлен на достижение следующих целей:

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Специфика дошкольного детства не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обуславливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров для детей раннего возраста (3 года) и на этапе завершения дошкольного образования.

Вывод: анализ оценки индивидуального развития детей, бесед с ними, опросы, результаты наблюдений позволяют сделать вывод, что дети непосредственны, доброжелательны и коммуникабельны, приветливы и любознательны в общении. Большинство детей хорошо владеют устной речью, используют свою речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, обладают развитым воображением.

Одной из основных задач дошкольного учреждения является создание здоровьесберегающей системы образования и оздоровления детей. Именно разработка этой системы привела к необходимости переосмысливания работы с дошкольниками в сфере не только физического воспитания, но и образования в целом: организация режима, профилактическая работа, личностно ориентированный подход, актуализация внимания педагогов на том, что их главная социальная роль – вооружение родителей основами педагогическими знаниями.                       Планомерно в детском саду проходит изучение нормативных правовых документов по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей. В центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей находятся семья и дошкольное учреждение как две социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребенка.

Продукты питания поставляются в ДОУ на основании Договоров и заявок на поставку необходимого количества продуктов. ДОУ обеспечивает гарантированное сбалансированное питание детей в соответствии с их возрастом и временем пребывания в ДОУ по утверждённым нормам, согласно действующего законодательства. Питание осуществляется в соответствии с десятидневным меню, повторы блюд исключены; установлено пятиразовое питание. В ежедневный рацион входят овощи, фрукты, молочные продукты, соки. Контроль за качеством питания, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктов возлагается на поваров ДОУ. Детям обеспечено полноценное сбалансированное питание.

Сотрудники ДОУ создают условия для нормального протекания периода адаптации детей к условиям детского сада. В детском саду создана атмосфера тепла, уюта и благожелательности. Это снимает тревогу волнение и страхи, что немаловажно для здоровья ребенка в адаптационный период, поэтому воспитанников, имеющих проблемы в адаптации в ДОУ практически нет. В 2016-2017 учебном году учреждение приняло 31 ребенка в группы раннего возраста. Из них у 28 детей (90,3 %) период адаптации прошел в легкой форме, а у 3 детей (9, 7 %) – в средней. Детей с тяжелой формой адаптации нет. Во время адаптационного периода для детей создавался щадящий режим: сокращенный день для малыша, присутствие мамы в группе, повышенное внимание со стороны персонала группы. Это способствовало тому, что у основного числа детей, впервые поступивших в детский сад, период адаптации протекал в легкой форме.

Для того, чтобы обеспечить воспитание здорового ребенка, необходимо комплексное использование всех средств физического воспитания. Это физические упражнения, обеспечивающие оптимальный двигательный режим; закаливающие мероприятия, рациональный режим дня, полноценное питание, гигиена одежды и помещения, психологический комфорт. На физкультурных занятиях прослеживается методически грамотное проведение всех структурных составляющих частей, дифференцированный подход, регулирование индивидуальных нагрузок.

Спортивный зал оснащен многофункциональным спортивным оборудованием для развития различных групп мышц, спортивным инвентарем и атрибутами для проведения общеразвивающих упражнений, подвижных и малоподвижных игр.

В ДОУ проводится систематическая работа по формированию у детей сознательного отношения к собственному здоровью, пониманию того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. Дошкольниками освоены культурно-гигиенические навыки в соответствии с возрастными особенностями, они понимают необходимость и пользу быть аккуратным, самостоятельным. Применяют культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, стараются помогать другим.

Случаи детского травматизма в ДОУ отсутствуют.

Во всех группах оборудованы физкультурные уголки с наличием необходимого оборудования для проведения физкультурно - оздоровительной работы с детьми в группе и на воздухе. Используются разнообразные виды и формы организации режима двигательной активности детей. Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физминутки, динамические переменки, дидактические игры с элементами движений, подвижные игры с элементами развития речи, математики и пр.

В группах поддерживается атмосфера доброжелательности, что помогает снять нервное напряжение, агрессию. Все проводимые мероприятия положительно сказываются на здоровье детей.

Совместная работа педагогического коллектива и медицинского персонала способствовала решению поставленных задач: дети жизнерадостны, подвижны, подавляющее большинство уходит в школу с хорошим физическим развитием, правильной осанкой, хорошим зрением.

Но сохранить стабильность в пропусках по болезни на одного ребёнка нам пока ещё не удаётся. По итогам работы в 2016-2017  учебном году в связи с  заболеваниями ОРЗ в среднем пропущено каждым ребенком:

В 2016 году в сравнении с предыдущим годом наблюдается повышение заболеваемости детей ОРЗ, острым бронхитом, кожными заболеваниями, а инфекционных заболеваний не было.

Понизилось количество детей с  первой и второй группой здоровья, но и число детей с третьей группой здоровья не повышается, о чем свидетельствует сравнительный анализ.

Положительным в работе педагогического коллектива по сохранению и укреплению здоровья воспитанников за 2016 – 2017 учебный год являются: использование здоровьесберегающих технологий; сотрудничество с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья; проведение спортивных праздников, мероприятий, дней «Здоровья».

Вывод: несмотря на положительную динамику развития, имеются недостатки: недостаточно разнообразны формы организации двигательной активности (организация спортивных упражнений и игр на воздухе, организация Дней здоровья, самостоятельная двигательная активность детей). Заболеваемость остается достаточно высокой.

В новом учебном году необходимо продолжить работу по оздоровлению, снижению заболеваемости и укреплению здоровья детей, формированию ценностей здорового образа жизни и совершенствованию форм организации режима двигательной активности, путем внедрения в практику работы современных методик и технологий совместно с семьей.

Важной часть образовательного процесса в ДОУ является коррекционная работа по развитию речи детей.  В начале и в конце учебного года учителями-логопедами проводилось обследование речи детей.        

В сентябре 2016 г. было обследовано 140 детей дошкольного возраста, выявлено  116 детей с различными нарушениями речи, в том числе с тяжелыми.  На коррекционные занятия с логопедом зачисляются дети от 5 до 7 лет, т.к. основная задача – это выпуск детей в школу с чистой речью и  сформированными фонематическими процессами. На логопункт было зачислено 44 человека. Из них 3 ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР), 12 детей имеют фонетическое недоразвитие речи (ФНР), 29 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР).      

На основании полученных диагностических данных были составлены логопедические представления на каждого ребенка. Дети были  укомплектованы в подгруппы  в соответствии  с их речевым нарушением, а также проведены индивидуальные консультации с родителями.

С 15 сентября по 15 мая дети посещали индивидуальные, подгрупповые занятия с периодичностью 2-3 раза в неделю в зависимости от сложности дефекта, вида речевой патологии и этапа коррекции. Продолжительность индивидуальных занятий  10-15 минут. Основная цель их - постановка звуков, подбор и проведении комплекса  упражнений, направленных на устранение специфических нарушений, установление эмоционального контакта и индивидуального подхода с учетом  личностных особенностей ребенка.

Выпущен в школу 31 человек. Из них: с чистой речью – 13 человек, 17 человек с улучшениями речи и 1 человек – без улучшений. Оставлены для дальнейшей коррекционной работы 9 человек. В течение учебного года выбыло по разным причинам 4 человека.

В соответствии с требованиями ФГОС педагоги-психологи детского сада осуществляют психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

В начале  года с детьми проводился психологический скрининг по определению готовности. По  результатам диагностики был намечен план коррекционной работы с детьми.

В течение года  проводилась как групповая, так и индивидуальная  работа с дошкольниками по решению выявленных проблем. Помощь оказывали и родителям проблемных детей: помогали им справиться со сложной ситуацией, консультировали по разным вопросам.       

В конце года была проведена психолого-педагогическая диагностика детей, определяющая уровень школьной готовности каждого выпускника детского сада. Диагностика отразила позитивные изменения в подготовке детей к школьному обучению. У детей достаточно хорошо развиты мышление, память, математические представления, волевая регуляция, фонематический слух, общие умения и представления, а также те качества, которые помогут ребенку войти в совершенно новый, школьный коллектив, активно включиться в учебную и досуговую деятельность школы: отзывчивость, доброжелательность, взаимопомощь, организаторские умения.

 Таким образом, анализируя диагностические данные готовности наших детей к школьному обучению, мы отмечаем устойчивые положительные показатели по всем компонентам психологической готовности.  Готовность к школе отмечается у 97,4 % детей (38 человек). Из 39 обследованных выпускников: готовы к обучению в школе 41 % (16 человек), условно готовы 56,4 % (22 человека), не готовы к обучению 2,6 % (1 человек).

 

 Выводы: Анализ выполнения годового плана показал:

 - Выбор методов, способов, средств и форм организации образовательной деятельности соответствует технологиям, применяемым в ДОУ.

 - Регулярные проверки календарных планов воспитателей, посещения занятий и отдельных режимных моментов, проверки знаний детей через беседы, диагностику, просмотры детских работ позволяют считать, что программный материал усвоен детьми всех возрастов на допустимом уровне.

- Правильность выбранных педагогическим коллективом приоритетов и результативность работы по выполнению программы.

 Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга. В работе с родителями решаются следующие, выделенные нами, задачи:

1. Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Для успешной реализации этих задач социальным педагогом проводится тщательный анализ социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребёнка в детском саду. В основном социально-диагностическая функция проводилась в рамках проектов «Родители глазами детей», Детям о Конвенции о правах ребенка», «Доброта спасет мир».

В начале учебного года проведено анкетирование родителей по изучению социальных факторов семейного воспитания. Это дает возможность выявить наиболее нуждающиеся в социальной поддержке семьи воспитанников, получить представление о том, какие меры экономического, правового, медицинского, психолого-педагогического характера должны быть приняты в каждом конкретном случае.

Данное анкетирование показало, что из 169 семей: полных семей 135 (79,9 %), условно полных - 12 семей (7,1 %), неполных - 15 семьи (8,9 %), мать-одиночка - 7 человек (4,1 %).  В этом году уменьшилось число неполных семей, а также число матерей-одиночек.

  С каждым годом  улучшаются жилищные условия воспитанников.

Увеличивается число детей в семьях:  99 семей (58,6 %) имеют по два ребёнка, а в 64 семьях (37,9 %) – по одному ребёнку. В детском саду 14 многодетных семей (8,3 %), из них в 2 многодетных семьях детский сад посещают по два ребёнка.

Четверо детей, посещающих детский сад, находятся под опекой, что в процентном соотношении составляет 2,4 %.

При выборе форм работы с родителями учитывались тип семьи (проблемная, зрелая, традиционная семья), а также образ жизни. Одно из важных направлений сотрудничества - предупреждение нарушений прав ребенка в семье. Работа направлена на комплексное решение целей и задач по личностному, художественно-эстетическому, физкультурно-спортивному, познавательно - речевому развитию воспитанников, повышению правовой культуры родителей.

Для повышения педагогической культуры родителей воспитатели знакомят с законами развития ребенка, современными системами семейного воспитания, здоровым образом жизни. Эффективность включенности родителей в деятельность ДОУ определяют следующие показатели:

- сформированность представлений о педагогической деятельности, т.е. наличие представлений о педагогической деятельности в целом, специфике работы с детьми в дошкольном учреждении, деятельности воспитателя, возможных результатах деятельности детей;

- владение необходимыми умениями и навыками воспитания и обучения детей;

- степень проявления интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.

Эффективность сотрудничества обусловлена: продолжительной установкой сторон на совместную работу, осознанием ее целей и личностной заинтересованностью; совместным планированием, организацией и контролем за жизнедеятельностью детей; свободой выбора участников деятельности; позицией администрации, способствующей реализации и самовыражению педагогов и родителей.

В течение года учителями-логопедами и педагогами-психологами для родителей проводились следующие консультации и родительские собрания: «Формирование артикуляционной моторики. Указания к проведению артикуляционной гимнастики», «Речевое развитие ребенка и рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста», «Возрастные особенности детей 2-3 лет. Адаптация к ДОУ, «Скоро в школу», «Ваш ребенок пришел в детский сад», «Психологические особенности ребенка дошкольного возраста», «Семья глазами ребенка».  Социальным педагогом в течение учебного года проводилась просветительская работа с родителями. Проводился цикл бесед и лекций на темы: «Защита прав и достоинств ребенка в семье», «Стиль и культура семейных отношений», «Психологический климат в семье – основа здоровья детей», «Ошибки семейного воспитания», «Семейные традиции. Что мы о них знаем?» и другие.

На базе подготовительной к школе группы работал семейный клуб «Первоклашка» (в рамках проекта «Родители глазами детей») с целью формирования гармоничных детско-родительских отношений в процессе общения и совместной деятельности.

На базе старшей группы работал семейный клуб «Радость общения» Опросы и письменные отзывы родителей свидетельствуют о том, что родителям нравится такая форма взаимодействия. Родители и дети довольны атмосферой праздника, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в деятельности, видеть его успехи или проблемы и вовремя прийти на помощь.

В течение года с родителями детей, посещающих детский сад, проводится анкетирование. В анкетировании приняло участие 98 родителей. Удовлетворенность работой детского сада – 100%. Оценили работу ДОУ на «5» - 75 человек (76,5 %), на «4» - 22 человека (22,4 %), признали работу удовлетворительной – 1 родитель (1,1 %).

Вывод. По отзывам родителей в течение года и результатов анкетирования в конце года работа ДОУ по взаимодействию с родителями воспитанников оказалась достаточно эффективна, но необходимо совершенствовать внедрение современных педагогических технологий психолого-педагогического сопровождения семей, больше оказывать предметно-консультативной помощи родителям в воспитании и обучении детей. 

Детский сад работает в тесном контакте со специалистами ЦРТДЮ, детской музыкальной школой и на протяжении нескольких лет поддерживает связь с детской библиотекой, где детей знакомят с тем, как пользоваться книгами, с творчеством детских писателей и поэтов. Для воспитанников организуются викторины, беседы, спектакли.

Наши воспитанники принимают активное участие в разных конкурсах, выставках изобразительного творчества и  награждаются грамотами и дипломами. В прошедшем учебном году дети участвовали в городских и региональных конкурсах: «Огонь-друг, огонь-враг», На крыльях мечты», конкурсе детского изобразительного творчества «Выборы глазами детей» и других.

С целью объединения усилий педагогов, родителей, сотрудников ГИБДД  в формировании у детей навыков безопасного поведения в учреждении ведется систематическая работа педагогического коллектива по профилактике ДДТТ, ознакомлению детей с правилами дорожного движения. По совместному плану работы с ГИБДД проводятся мероприятия по «Профилактике детского дорожно – транспортного травматизма», Всероссийской неделе безопасного движения, Акции «Внимание! Дети!». Совместно с инспекторами ГИБДД проведен цикл тематических занятий «Букварь юного пешехода», целевые прогулки по улицам города, к проезжей части дороги.

Особое место в плане воспитательно-образовательной работы по формированию нравственно – патриотических качеств у воспитанников, было уделено организации и проведению открытых мероприятий патриотической направленности «Ордена и медали России», в которых участвовали и спасатели МЧС.

 Дополнительное образование воспитанников по художественно-эстетическому воспитанию осуществлялось в   двух коллективах: фольклорном кружке «Родничок» и в музыкально-театральной студии «Рябинка». Всего дополнительное образование получил 31 ребенок.

Таким образом, анализируя результаты реализации годовых задач можно отметить:

  1. Активное участие педагогов в методической работе,  повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и использования современных образовательных технологий.
  2. Педагогический коллектив продолжил  работу по укреплению здоровья воспитанников через оптимизацию их двигательной активности в разных видах организованной образовательной деятельности.
  3. Совершенствовалась работа по  нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников  через интеграцию образовательных областей  с учетом регионального компонента.
  4. Повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ на основе внедрения ИКТ технологий в условиях реализации ФГОС ДО.
  5. Активизацию работы педагогов с дошкольниками по развитию творческих, коммуникативных и речевых способностей через театрально-игровую деятельность.
  6. Педагоги ДОУ использовали новые формы и методы  работы с  родителями, решая задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.

Материально-техническое обеспечение воспитательно-образовательного процесса хорошее.

Условия пребывания детей в ДОУ соответствуют требованиям СанПиН и помогают на должном уровне развивать дошкольников.

В течение года педагогами приобретались и использовались в работе с детьми: различный дидактический иллюстративный материал, наглядные пособия, методическая литература и видеоматериалы.

В прошедшем учебном году в ДОУ продолжалась работа по созданию предметно-развивающей среды в группах, кабинетах и на территории ДОУ.

В соответствии с требованиями ФГОС велось приобретение необходимого оборудования и методических пособий.

В течение учебного года постоянно обновлялись материалы о работе учреждения на официальном сайте в сети «Интернет».

Администрация учреждения активно сотрудничает с Центром занятости населения по  решению летнего трудоустройства несовершеннолетних, за летний период будет трудоустроено 10 человек.

Вывод: деятельность коллектива ДОУ в течение 2016 - 2017 учебного года была разнообразной и многоплановой.

В учреждении созданы все условия для всестороннего развития детей дошкольного возраста, эффективной работы педагогического коллектива.

Достигнутые результаты работы соответствуют поставленным в начале учебного года целям и задачам.

Разработанные локальные акты соответствуют   требованиям  ФГОС дошкольного образования, в том числе в части вопросов оценки деятельности педагогических работников, работе с семьями воспитанников, оценке индивидуального развития детей. 

В 2017 - 2018 учебном году  педагогический коллектив  будет  работать над методической темой «Современное информационно-образовательное пространство ДОУ – как средство индивидуального развития дошкольников»  по следующим направлениям:

 - сохранение и укрепление здоровья, снижение заболеваемости дошкольников, формирование ценностей здорового образа жизни;

- развитие педагогической компетентности в вопросах организации образовательной деятельности, соответствующей ФГОС ДО;

  - дальнейшее внедрение информационно-коммуникационных технологий  в воспитательно-образовательную и методическую работу ДОУ;

 -  повышение  квалификации  педагогических работников ДОУ;    

 - создание и внедрение в образовательный процесс инновационных форм работы с семьями воспитанников с целью эффективного взаимодействия детского сада и родителей;

 - совершенствование материально-технической базы;

 - совершенствование предметно-развивающей среды в соответствии с  ФГОС ДО;

 -  повышение  качества  дошкольного  образования,  коррекционно - развивающей  работы   с   детьми.

Подводя итог анализа работы за 2016-2017 учебный год можно признать работу  педагогического коллектива МБДОУ «Детский сад № 3» удовлетворительной.

 

 

                 И.о. заведующей                                                   Е.В. Гуслякова