Приложение №1
к приказу заведующей МБДОУ «Детский сад №3»
от 25.02.2015 г. № 104

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о взаимодействии муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения « Детский сад №3» с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС ДО

 
1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано для дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад №3» в соответствии с законом «Об Образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012, Федеральными Государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО) приказ № 1155 от 17.10.2013.
1.2. Качественное взаимодействие с семьями воспитанников является одним из главных условий для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
1.3. МБДОУ «Детский сад №3» предоставляет родителям (законным представителям) информацию о программе, методах и формах её реализации, а так же обсуждает с родителями (законными представителями ) вопросы связанные с реализацией основной образовательной программы ДОУ.
1.4. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников проходит в рабочее время.

2. Цели и задачи взаимодействия с семьями воспитанников

2.1. Целью взаимодействия с семьями воспитанников является создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности и поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, а так же вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
2.2. Основные задачи взаимодействия с семьями воспитанников:
- Организация сотрудничества дошкольного учреждения с семьей
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
- Оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
- Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
- Осуществление консультативной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации)
 
3. Принципы взаимодействия ДОУ с семьями
 
- принцип гуманизации, предполагает установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ – семья»;
- принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей семей воспитанников, а так же создания управляемой системы форм и методов индивидуального взаимодействия;
- принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно построить полноценный процесс обучения, воспитания и развития ребенка.
- принцип непрерывности преемственности между дошкольным учреждением и семьёй воспитанника на всех ступенях обучения;
- принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых факторов воспитательно-образовательного процесса, в создании в детском саду эмоционально-благоприятной атмосферы.
 
4. Новая система взаимодействия ДОУ с семьей
 
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи  и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.
- Это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
- Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.
- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
При реализации новой системы  взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.
 
5. Методы и формы взаимодействия с семьями воспитанников.
 
- Совместные досуги, праздники.
- Участие родителей в выставках, конкурсах, проектной деятельности.
- Организация дней открытых дверей.
- Выпуск газет.
- Семинары – практикумы, круглые столы.
- Игры с педагогическим содержанием.
- Беседы, консультации, рекомендации.
- Информирование родителей (законных представителей) о работе ДОУ через систему Интернет
- Привлечение родителей (законных представителей) к проведению непосредственно образовательной деятельности и к программам дополнительного образования (Кружковая деятельность)
 
6. Новые формы взаимодействия с семьей.

В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.
- Инновационные формы и методы работы с семьей:
- "Круглый стол" по различной тематике;
- тематические выставки;
- соцобследование, диагностика, тесты, опрос;
- консультации специалистов;
- семейные спортивные встречи;
- почта доверия;
- семейные проекты;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- интеллектуальные ринги детей и родителей;
- контрольные для родителей;
- интервью с родителями и детьми на определенные темы;
- родительская гостиная;
- родительский день в детском саду;
- вечер вопросов и ответов;
- сайт МБДОУ «Детский сад №3» (публичный отчет, самообследование и др.);
- аукцион секретов воспитания и др.

7. Документация и отчетность.

7.1.  Каждый педагогический работник имеет документацию, отражающую основное содержание, организацию и методику работы по взаимодействию с семьями воспитанников (план деятельности, протоколы заседаний, аналитические выводы, конспекты);
7.2. Итоговое заседание педагогического совета предполагает заслушивание отчета о проделанной работе по взаимодействию с семьями и перспективах дальнейшей деятельности.

8. Критерии анализа взаимодействия с семьями в ДОУ

8.1. Критерии анализа годового плана:
- планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;
- учет интересов и запросов родителей при планировании содержания мероприятий;
- разнообразие планируемых форм работы;
- планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей; разнообразие форм методической помощи педагогиче­ским кадрам в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);
- выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями воспитанников;
- выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его в ДОУ.
8.2. Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:
- планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей родителей;
- разнообразие планируемых форм работы с семьей;
8.3. Критерии анализа протоколов родительских собраний:
- разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
- отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей);
- учет мнения и пожеланий родителей при организации последующих мероприятий.
 
9. Контроль
 
9. 1. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из звеньев по реализации основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №3»
9.2. Контроль за данной деятельностью осуществляет заместитель заведующего по УВР
9. 3. Заместитель заведующего по УВР имеет право:
- посещать групповые родительские собрании я с заблаговременной информацией об этом воспитателя;
- вносить изменения в планирование работы по взаимодействию с родителями по производственной необходимости;
- привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам, конкурсам и т.д.) в ДОУ.

10. Срок действия положения

- Срок данного положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.
- Настоящее положение, также изменения и дополнения в положение о взаимодействии с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС дошкольного образования могут вноситься на организационно-методических совещаниях и вступают в силу с момента их утверждения заведующим ДОУ.

Важные моменты
- все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;
- содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
- оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
-содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.
 
 
 
Принято на заседании педагогического совета Учреждения.
Протокол от 25.02.2015 г. № 3